Актуальное мнение

  • Демидов Герман Васильевич
  • Шакирова Роза Жафяровна
  • Теплова Елена Феликсовна
  • Китинов Баатр Учаевич
  • Новицкая Марина Юрьевна
  • Попова Наталья Николаевна
  • Рынковая Наталья Петровна
  • Хабибуллина Гульфия Юнысовна
  • Метлик Игорь Витальевич
  • Савченко Ксения Владимировна
  • Кулаков Андрей Евгеньевич
  • Шумейко Лариса Анатольевна
  • Чепур Ольга Алексеевна
  • Лукоянова Людмила Андреевна
  • Кошечко Анастасия Николаевна
  • Тюляева Тамара Ивановна
  • Предметная область ОРКСЭ предполагает новый взгляд на образовательный процесс как на поле взаимодействия педагогов, детей, родителей, религиозных конфессий, светских и духовных учебных заведений, в итоге – его качественное преобразование. Такая работа требует уже сейчас настоящей мобилизации среди духовенства и православных педагогов, а также тех, для кого работа в области духовно-нравственного воспитания сегодня является или в перспективе должна стать призванием

    Заведующий сектором Основ православной культуры отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Демидов Герман Васильевич

  • В 4-5 классах у детей происходит переход от детского возраста к подростковому. Важно, что преподавание курса ОРКСЭ начинается именно в этом возрасте, когда ребенок особенно нуждается в разъяснении окружающего мира и своего места в нем, когда ребенок переживает стадию развития между детством и взрослостью, которая характеризуется изменениями в физическом развитии, в характере. В это время формируются основы социального самосознания, чувство взрослости, абстрактное, теоретическое мышление, сложные формы мыслительной деятельности, свой взгляд на мир, быстро развиваются творческие способности. Важно то, что модули курса тесно взаимосвязаны с другими предметами – историей, русским языком, литературой, географией, искусством и др., что открывает для них широкий обзор на картину мира, расширяет кругозор, способствует усвоению других предметов.

    Преподаватель ОРКСЭ в ГБОУ СОШ №1186 с этнокультурным татарским компонентом образования им. М. Джалиля. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Шакирова Роза Жафяровна

  • Курс ОРКСЭ должен постепенно распространиться на все ступени школьного образования. Именно это будет способствовать наиболее эффективной реализации задач, которые стоят перед ним.

    Заведующая кафедрой истории и культуры религий России Московского института открытого образования (МИОО) Кандидат исторических наук, доцент. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Теплова Елена Феликсовна

  • Курс ОРКСЭ представляется уникальным, в том числе и потому, что он безусловно акцентирует необходимость поиска и апробации новых подходов в преподавании в младшей школе. Благодаря этому новому предмету стало возможным говорить не только о духовности и т.п. (эта задача не стоит среди приоритетов, разве что, у учителя физкультуры), но у учителей появилась возможность и необходимость определения новых ракурсов в освещении "старых", казалось бы, давно изученных и понятных тем. Конечно, каждый учитель, с позиций своей подготовки и знаний будет преподавать этот предмет, но все равно с разными акцентами и результатами, хотя это может быть один и тот же учебник или пособие. Наверно, можно прийти к более или менее ожидаемому единому результату, а именно к тому, которое представляли авторы учебника (пособия), используя различные приемы и т.п. На мой взгляд, большую роль могут сыграть два фактора: во-первых, это выделение роли истории (т.е. речь идет о своеобразном историческом абрисе текстов учебника, либо о наполнении им текста в случае отсутствия такового в учебнике), во-вторых, способность привить ученикам осознание главных героев учебника (сюжета) как своих ровесников, "ребят с соседнего двора". Абстрактные герои уже не интересны детям, и нет времени сделать их "своими" (нечто подобное можно видеть на примере героев народных сказок или мультфильмов), и надо преодолеть это состояние дискомфорта в детском восприятии.

    Доцент кафедры всеобщей истории Российского университета дружбы народов, Кандидат исторических наук. Основной автор учебника "Основы буддийской культуры" (издательство Дрофа), Соавтор учебников для студентов вузов. Известный специалист в области истории и культуры буддизма, истории мировых религий, взаимодействия политики и религии. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Китинов Баатр Учаевич

  • Следует не просто вводить в расписание учебный предмет «ОРКСЭ», а создавать в каждой школе особый уклад жизнедеятельности и общения детей и взрослых, особую предметную среду и атмосферу. Вся жизнь школы, все занятия, урочные и внеурочные, должны быть наполнены духовным смыслом и ориентировать на высокие нравственные цели и идеалы. Причем не только детей, но и педагогов, и родителей. Ведь «кто собой не управит, тот и других не наставит». И, конечно, все школьные дисциплины должны в рамках своей специфики решать ту же задачу, что и курс «ОРКСЭ». Реализация межпредметных связей всех дисциплин начальной школы и курса «Основы религиозных культур и светской этики» является одним из важных условий эффективности работы учителя, перед которым и требованиями ФГОС НОО, и его собственной профессиональной педагогической позицией поставлена задача духовно-нравственного развития личности младших школьников. Только так будет обеспечена внутренняя содержательная взаимоподдержка всех дисциплин в общем учебно-воспитательном пространстве начальной школы, имеющих единую цель – «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, укорененного в отечественных национально-культурных традициях духовности и нравственности».

    ФГАУ «Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ». Ведущий научный сотрудник Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования. Кандидат филологических наук. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Новицкая Марина Юрьевна

  • Курс ОРКСЭ - это требование времени. Он содержит в себе воспитательный, культурный и патриотический потенциал. Наблюдая инновационные процессы в образовании можно констатировать, что, пожалуй, это один из немногих курсов, который органично вошел в школьную жизнь. Уже в процессе апробации курс ОРКСЭ не был симулякром, а стал личностно значимым для многих учащихся и учителей. Курс создает перспективу для учащихся и учителя. Учитель совершенствует общекультурную и профессиональную компетенции, расширяет условия интерактивного взаимодействия в золотой триаде: учитель, учащийся, родители. Учащийся обогащается знанием традиции, которое в будущем будет способствовать его развитию и воспитанию. Нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Начальник Центра культурологического и религиоведческого образования ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Попова Наталья Николаевна

  • Одной из задач духовно-нравственного воспитания должно быть развитие у учащихся культурно-эстетической восприимчивости, которая является не только индивидуальным, но, во многом, общественным чувством. Именно культурно-эстетическая восприимчивость позволяет человеку проявлять уважение к культуре разных народов, вероисповеданий, эпох; отделять нравственное от безнравственного; понять, что многогранная русская культура возникла на предшествующем тысячелетнем опыте, что современная литература, живопись, архитектура и музыка (даже самого модернистского направления) не может существовать без культуры прошлого.

    Учитель ОРКСЭ ГБОУ гимназия №491 "Марьино" г. Москва. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Рынковая Наталья Петровна

  • В процессе преподавания учебного модуля ОРКСЭ учитель должен преподавать не культ, и даже не вероучение, а выявить педагогический потенциал религии, и на основе этого искать оптимальные пути преподавания, развивая совершенно новую педагогическую технологию. Но при этом учитель обязан знать и понимать не одну, а все традиционные для России вероучения: православие, ислам, иудаизм и буддизм; обязан также обладать знаниями в области светских наук – психологии, права, педагогики и т.д. Важнейшим требованием к процессу преподавания учебной дисциплины является то, что учитель должен соблюдать принцип мировоззренческой нейтральности.

    Руководитель группы развития исламского образования Департамента образования и науки Духовного управления мусульман РФ. Декан очного отделения Московского исламского института. Кандидат педагогических наук. Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Хабибуллина Гульфия Юнысовна

  • ОРКСЭ — самая актуальная и значимая инновация в российской школе. Это, прежде всего, восстановление полноты общего образования в части изучении духовной культуры и традиционной морали народов России, нашего общества. Здесь ничего не придумывается заново, мы возвращаем утраченное. Традиционное религиозно-нравственное образование школьников — педагогическая аксиома, о чём говорил ещё К.Д. Ушинский. В новых социально-исторических условиях оно дополняется альтернативным предметом по российской светской, гражданской этике, основанной на конституционных ценностях и нормах. Вариативность предметной области позволяет учитывать интересы всех семей, детей и родителей. Введение ОРКСЭ ярко показало лучшие качества нашего учительства, и ещё покажет, когда мы перейдем к преподаванию религиозных культур и светской этики по остальным годам обучения. ОРКСЭ уже очевидно способствует обновлению преподавания всех гуманитарных дисциплин, в целом учебно-воспитательного процесса на отечественной историко-культурной основе. Наиболее актуальными задачами сейчас являются развитие учебно-методической базы (особенно по светской этике) на перспективу расширения предметной области, её формирования по всем ступеням школы и профильная подготовка учителей к преподаванию религиозной культуры, носителем которой является сам педагог; только такой учитель может полноценно реализовать воспитательный потенциал курса.

    Заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».
    Заведующий Научно-методическим кабинетом Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
    Доктор педагогических наук.
    Председатель Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Метлик Игорь Витальевич

  • Для духовно-нравственного становления личности особенно важен процесс интериоризации: присвоение ценностных смыслов и субъектное основание, которое человек вырабатывает сам через обретение нравственных знаний, их эмоциональное прочувствование, реализацию в собственном опыте построения отношений с людьми и окружающим миром. Усвоение и присвоение этих нравственных знаний и приобретаемый учащимися опыт поведения, деятельности и взаимоотношений в учебной и внеурочной, особенно в социально ориентированной, деятельности, и составляет основу духовно-нравственного воспитания. В связи с этим естественным требованием к организации курса ОРКСЭ, важнейшим ориентиром в отборе материала и методического обеспечения является его жизненная, а не теоретическая направленность. И отбор содержания, и способы его подачи, и критерии оценки результативности должны быть ориентированы на приобщение ребенка к значимым реалиям каждой культуры в отдельности и культуры российского общества в целом. Методической особенностью уроков ОРКСЭ, вытекающей из целей и задач курса, является их направленность на получение каждым учащимся индивидуального, личностно значимого образовательного результата. Таким результатом будет и объем усвоенной теоретической информации («знаньевая» составляющая), но в большей степени – уникальный опыт эмоционально-оценочной, аналитической, учебно-исследовательской, творческой деятельности, который могут получить школьники.

    Доцент кафедры преподавания русского языка и литературы ФГАОУ ДПО АПК и ППРО,
    кандидат педагогических наук,
    Соавтор учебников по модулям ОРКСЭ,
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Ксения Владимировна Савченко

  • Когда я еще в "советские" времена начинал карьеру учителя истории, то, вопреки тогдашним идеологическим установкам, требующим говорить о религии только с позиции борьбы с ней, старался знакомить своих учеников с живыми религиозными культурами как основой национальных культур. Я рассказывал о том, почему люди по-разному живут, думают, как трактуют добро и зло, какими действиями сопровождают рождение человека, брак, смерть... Я старался научить школьников понимать ценность памятников духовной культуры, читать их сложный язык. Настали другие времена - теперь все это стало образовательной нормой и государственной установкой. Такая ситуация не может не радовать. Беспокоит одно: как бы действия педагогов не приобрели формальный характер, как бы не проявились так хорошо знакомые старшему поколению черты "нового марксизма-ленинизма"!..

    Старший научный сотрудник
    Центра дошкольного, общего и дополнительного образования
    ФГУ «Федеральный институт развития образования»
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Кулаков Андрей Евгеньевич

  • Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» способствует самоопределению личности в мировоззренческих позициях, духовных ценностях, формированию мировоззренческой и конфессиональной толерантности. Для того чтобы говорить о полноценном месте курса ОРКСЭ в ряду школьных предметов, преподавание как минимум должно быть расширено на среднюю и старшую школу. Безусловно, преподавать этот очень важный предмет при отсутствии времени на подготовку к урокам – нелегкое дело. Но какими бы, ни были трудности, надо преодолевать их, потому что предмет этот не менее важный, чем математика, русский….. Если не самый важный. Самое главное в изучении курса – это познакомить ребенка с самим собой, с собственной душой, привить детям опыт нравственного самоанализа, создать мотивацию к осознанному нравственному поведению, создавая ценностный фундамент. Это точка перехода, мировоззренческого переворота, точка личностного роста в соответствии с нравственными запросами младшего подросткового возраста.

    учитель начальных классов, ОРКСЭ, ОДНКНР,
    МАОУ СОШ № 1 с. Александровское Томской области,
    Учитель высшей категории,
    Магистр педагогики,
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Шумейко Лариса Анатольевна

  • Модуль ОПК комплексного курса ОРКСЭ воспитывает у наших детей твердые морально-этические позиции, постоянную потребность в творчестве, гражданственность, формирует культурологический подход к православию, памятникам материальной и духовной культуры, созданным в этой огромной и многовековой культурной традиции. Знакомство с ними обучающихся различных возрастов, формирование морально-нравственных личностных качеств, творческое развитие индивидуальных способностей – в этом видится основная задача деятельности педагогов.

    Несомненно, курс несет огромный воспитательный потенциал и полезен не только для системы образования, но и для семьи. Желаю всем учителям, кто ежедневно работает с детьми, развивать свои таланты, терпения, веры во всё доброе, сердечного отношения к детям!

    Научный сотрудник отдела религиозного образования и катехизации
    Московской городской епархии.
    Почётный работник общего образования Российской Федерации,
    Лауреат премии города Москвы в области образования.
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Чепур Ольга Алексеевна

  • Свое мнение о курсе ОРКСЭ я хотела бы выразить не как старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин ГАОУ ДПО СО «ИРО», а как мама двух маленьких девочек, как родитель, которому предстоит совершить выбор модуля. ОРКСЭ – это уникальный курс, который позволяет детям сформулировать самые важные вопросы и найти на них ответы. В этом курсе поднимаются темы, на которые дома родители не всегда готовы разговаривать, но именно этот курс возвращает детей к родителям. Я бы хотела, чтобы мои дети изучали все модули!

    Старший преподаватель кафедры общественно-научных дисциплин
    Института развития образования Свердловской области (ГАОУ ДПО СО ИРО)
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ.

    Лукоянова Людмила Андреевна

  • Практика преподавания «ОРКСЭ» подошла к этапу, когда из опыта преподавания должна родиться наука о преподавании, система методологических и методических принципов преподавания «ОРКСЭ». Актуальным на современном этапе представляется становление и дальнейшее развитие ОРКСЭ как самостоятельной отрасли научного знания.

    Цель учебного курса «ОРКСЭ» – «формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений». Подобная формулировка говорит о том, что цель курса «ОРКСЭ»как целостной содержательной и методической системы – воспитание, акцент сделан не на усвоении и репродуктивном воспроизведении информации, а на знакомстве учащихся с нравственными ценностями, со своим внутренним миром. Это особенно важно в ситуации глобальных цивилизационных вызовов современного общества.

    доктор филологических наук,
    зав. отделом духовно-нравственного воспитания ТОИПКРО,
    профессор историко-филологического факультета ТГПУ,
    региональный координатор курса «ОРКСЭ» в Томской области,

    Кошечко Анастасия Николаевна

  • Духовно-нравственное воспитание гражданина России – это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но и сама модернизация нужна, прежде всего, для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности. Таким образом, воспитание молодых граждан России и модернизация страны – две составляющие одного процесса

    В современном мире во всех странах, безусловно, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Более всего это относится к младшим школьникам, что предполагает тесное сотрудничество школы с родителями, семьёй. Преподавание, изучение учебных предметов, курсов, направленных на приобщение детей не только к православной христианкой традиции, культуре, жизненному укладу, но и к культуре и традициям ислама, иудаизма и других религий, постепенно распространяется в регионах России, востребовано в российском мультикультурном обществе.

    Исходя из этого можно считать, что школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является средством формирования у школьников поликультурной компетентности: поликультурных знаний, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта, социальных норм и нравственных правил поведения.. Образование в поликультурном обществе включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям».

    В этой связи как никогда очевидными стали слова Н.Коржавина: «Пусть рвутся связи, меркнет свет,

    Но подрастают в мире дети

    Есть в мире Бог или Бога нет,

    А им придется жить на свете».

    Доцент кафедры методики преподавания истории,
    социально-политических дисциплин и права ФГАОУ ДПО АПК и ППРО,
    кандидат исторических наук.
    Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ

    Тюляева Тамара Ивановна

Выразить мнение или задать вопрос

Задать вопрос x